Print

Бешеная сушка: талибы добивают главную реку Центральной Азии https://dzen.ru/a/ZCPp4nBp2UL8hgIz

Опубликовано в Зарубежные новости

В Центральной Азии обострилась борьба за водные ресурсы. На реке Амударье на севере Афганистана ударными темпами строится гигантский канал Куш-Тепа.

Предполагается, что его протяженность составит 285 км, ширина — 100 м. Арык уже видно на снимках из космоса. Расположенным ниже по течению Амударьи Узбекистану и Туркменистану грозит засуха. Эксперты говорят, что международно-правовых механизмов для урегулирования ситуации не существует, а значит, высок риск эскалации напряженности. Подробности — в материале «Известий».

Что известно о канале

На реке Амударье на севере Афганистана ударными темпами строится канал Куш-Тепа. Согласно проекту, протяженность водовода составит 285 км, ширина — 100 м. По замыслу разработчиков, канал будет орошать сельскохозяйственные земли в провинциях Балх, Джаузджан и Фарьяб, обеспечит работой четверть миллиона человек.

Стоимость реализации проекта — $684 млн. На строительстве трудится 6,5 тыс. рабочих, работы ведутся в три смены. Известно, что к концу прошлого года длина завершенного участка составила порядка 40 км, канал уже хорошо виден на снимках из космоса. Полностью реализовать проект планируется в течение пяти лет. Вице-премьер Афганистана, представитель движения «Талибан» (запрещено в России) мулла Абдул Гани Барадар в конце марта посетил строительную площадку. Он заявил, что Кабул во что бы то ни стало достроит объект.

Эксперты уверены, что строительство канала усугубит дефицит водных ресурсов в регионе. Дело в том, что ниже по течению Амударьи расположены Туркменистан и Узбекистан, которым воды и так не хватает. Известно, что канал строится в расчете на забор из Амударьи 10 куб. м воды в год. При этом в маловодные годы общий объем стока составляет 40 куб. м, то есть река обмелеет на четверть.

— На наших глазах может произойти новая экологическая, а следом и социальная катастрофа. Хуже всего будет в низовьях реки — в Хорезмской и Бухарской областях и Каракалпакстане. Амударья и сейчас не добегает до Арала, после ввода канала в эксплуатацию откатится еще дальше, — говорит «Известиям» замруководителя Центра ответственного природопользования Института географии РАН Андрей Птичников. В узбекских СМИ канал называют главной угрозой национальной безопасности и «убийцей Амударьи».

Что надо знать об Амударье

Амударья — самая полноводная река Центральной Азии. Берет начало в ледниках Памира и течет по территории четырех стран: Таджикистана, Афганистана, Туркменистана и Узбекистана. Вода в реке отличается большой мутностью, похожа на какао или кофе с молоком. Еще одна особенность — подвижность, в низине русло реки блуждает, во время дождей и половодий Амударья часто выходила из берегов.

До активного хозяйственного освоения Амударья впадала в Аральское море, образуя разветвленную дельту. Здесь росли реликтовые тугайные леса, водились ондатры, кабаны и даже тигры. Климат был близок к субтропическому. Тысячи тонн воды испарялись, а потом выпадали осадками в прибрежных районах. Окрестности Амударьи были настоящим оазисом на огромной площади.

Проблемы начались после Великой Отечественной войны. Тогда в верхнем течении Амударьи было возведено множество плотин для выработки электроэнергии. Нижнее течение стали использовать для полива хлопковых плантаций. В Туркменистане и Узбекистане провели масштабные мелиоративные работы, в ходе которых возвели огромную сеть каналов, арыков и водохранилищ. Ключевым стал запуск в 1959 году Каракумского канала, который одним махом забрал 45% стока Амударьи.

В результате долина реки стала зоной экологического бедствия. Дельта полностью пересохла, а бывшее Аральское море лишилось 90% воды, береговая линия отошла на десятки километров. На бывшем речном и морском дне остались отложения солей, ядохимикатов и пестицидов, смытых когда-то с полей. Частые пыльные бури, характерные для пустыни, поднимают всё это в воздух и разносят на огромные территории.

В новом веке проблем стало еще больше. Из-за глобального потепления таят ледники, которые питают реки. Растет численность населения стран Центральной Азии, а значит, возрастают и потребности в воде. В результате Амударья еще больше обмелела. «Если раньше воды Амударьи при сильных паводках доходили до Арала, разливаясь и воссоздавая на некоторое время так называемый Восточный Арал, то последние несколько лет подобного не наблюдается, а последний сильный паводок был в 2010 году», — говорится в публикации издания «Метеожурнал».

Что будет дальше

Согласно прогнозам Всемирного банка, через 30 лет нехватка пресной воды в Центральной Азии может привести к падению в регионе ВВП на 11%. По данным ООН, страны региона ежегодно теряют $1,75 млрд из-за плохой координации использования водных ресурсов.

Далеко не факт, что координация будет улучшаться. В современной истории были эпизоды, когда руководители выбирали другой способ решения вопросов. Так, бывший президент Узбекистана Ислам Каримов активно выступал против строительства в соседней Киргизии каскада ГЭС и не стеснялся при этом угрожать войной. «Водные ресурсы могут стать проблемой, вокруг которой обострятся отношения в Центрально-Азиатском регионе. Всё может усугубиться настолько, что это вызовет не просто религиозное противостояние, а войны», — предупреждал он.

При этом Афганистан долгое время оставался в стороне от споров о воде. В стране бушевали вооруженные конфликты, не было единого, общепризнанного правительства, которое бы занималось вопросами водопользования. Начиная с 1990-х годов и по настоящее время Афганистан использовал всего около 2 куб. км в год, что очень далеко от любой возможной квоты.

Более того, не сложилось правовых механизмов по урегулированию водных вопросов с Кабулом. Афганистан не входит в Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию стран Центральной Азии (МКВК), в рамках которой страны региона определяют квоты на водозабор из Амударьи и Сырдарьи.

В Кабуле считают, что имеют полное право на воду Амударьи «в соответствии с международными нормами и с полным учетом привилегий и прав страны». Вице-премьер Абдул Гани Барадар утверждает, что строительство канала Куш-Тепа укрепит двусторонние отношения с соседними государствами. Как именно это произойдет — не уточняет.

Соседние страны пока, кажется, не определились со своим отношением к происходящему. В Туркменистане проект Куш-Тепы вообще не комментируют. Узбекистан в конце марта отправил своего представителя в Кабул. В ходе переговоров посланник Ташкента Абдулазиз Камилов заявил, что Узбекистан «готов совместно работать с техническими командами Афганистана в целях повышения эффективности проекта».

Что говорят эксперты

Эксперты говорят, что строительство канала может серьезно осложнить ситуацию в регионе

— Возможно, Узбекистан и Туркменистан надеются, что у талибов не хватит сил достроить или запустить на полную мощность этот канал. Ситуация в афганской экономике действительно аховая, надежды не лишены основания. Видимо, поэтому Ташкент и Ашхабад пока не предпринимают решительных действий. Если же Афганистан канал все-таки достроит, то расклад сил в регионе резко изменится, я не исключаю, что последует эскалация напряженности, — говорит «Известиям» профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Казанцев.

Востоковед Александр Князев нарастания напряженности не прогнозирует:

— Афганистан имеет полное право пользоваться водными ресурсами Амударьи, оно должно быть учтено и закреплено в новых международно-правовых документах. Мы видим, что соответствующее понимание есть у Ташкента, который объявил об участии в строительстве канала Куш-Тепа. Странам региона теперь нужно экстренно работать над обновлением своих стратегий водопользования, над использованием новых технологий мелиорации, направленных на экономию гидроресурсов, — пояснил специалист.

Powered by Bullraider.com